Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Барановская средняя общеобразовательная школа»
Ливенского района Орловской области
Утверждаю
Директор школы _______ С.А.Фатахов
Приказ от 30.08.2019 г. №40
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия»
(к предметной линии учебников под ред. О.С. Габриелян)
8 класс
Приложение
к основной образовательной
программе основного общего
образования (ФГОС)
Составитель:
учитель Домаева Л.В.
Принята
решением педсовета
Протокол от 30.08.2019 г. №1
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); примерных программ по учебным предметам «Химия 8-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011; авторской учебной программы О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 8-9 классы». М.: Дрофа,2012; (ФГОС); Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по химии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством О.С.Габриеляна.
Целями изучения химии в основной школе являются:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета химия
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того,обучающиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебное содержание курса химии включает:
Химия. 8 класс. 68ч, 2ч в неделю
В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой аттестации, как ГИА, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
— осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
— постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
— осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
— оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
— оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
— формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять оцели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
Выпускник научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять валентность атома элемента в соединениях;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
· вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
· характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
· получать, собирать кислород и водород;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
· раскрывать смысл закона Авогадро;
· раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
· характеризовать физические и химические свойства воды;
· раскрывать смысл понятия «раствор»;
· вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
· приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
· называть соединения изученных классов неорганических веществ;
· характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
· определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
· составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
· распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
· характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
· раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
· объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
· характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
· составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
· раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
· характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
· определять вид химической связи в неорганических соединениях;
· изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
· раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
· определять степень окисления атома элемента в соединении;
· раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
· составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
· объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
· составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
· определять возможность протекания реакций ионного обмена;
· проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
· определять окислитель и восстановитель;
· составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
· называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
· классифицировать химические реакции по различным признакам;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
· проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
· распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
· характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
· называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
· оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
· определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
· характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
· прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
· выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
· использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
· объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
· критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
· осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2. Содержание основного общего образования по химии
8 класс
Введение (6ч.)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые )различных простых и сложных веществ.
2.Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды
Лабораторные опыты. 1.Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
2.Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.Практические работы 1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
2. «Наблюдение за изменениями , происходящими с горящей свечой, и их описание.»
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч.)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы). Изготовление моделей молекул бинарных соединений. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи. Лабораторные опыты:3.Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
4.Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Контрольная работа 1 по теме: « Атомы химических элементов»
Тема 2 Простые вещества (6ч.)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов
Д. И.Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода,
азота, галогенов. Относительная молекулярная масса. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметалические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — мили моль и кило моль, мили молярная и кило молярная массы вещества, мили молярный и кило молярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Ознакомление с коллекцией металлов. Ознакомление с коллекцией неметаллов. Лабораторные опыты:5.Ознакомление с коллекцией металлов.6.Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Контрольная работа 2 по теме: « Простые вещества»
Тема 3. Соединения химических элементов(14ч.)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты: 7Ознакомление с коллекцией оксидов 8.Ознакомление со свойствами аммиака.9 Качественная реакция на углекислый газ. 10Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды.11 Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.12 Ознакомление с коллекцией солей.13Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. 14 Ознакомление с образцом горной породы.
Практические работы 3.«Очистка загрязненной поваренной соли».4.« Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 час)
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо — и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: б) взаимодействие соляной кислоты с мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты:15 Прокаливание меди в пламени спиртовки.16.Замещение меди в растворе сульфата меди железом
Практические работы 5. «Признаки химических реакций».
Контрольная работа 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.(18ч.)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями —реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с металлами. Взаимодействие кислот с солями. Взаимодействие щелочей с кислотами. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Взаимодействие щелочей с солями. Получение и свойства нерастворимых оснований. Взаимодействие осно́вных оксидов с кислотами. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
Лабораторные опыты:17.Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.18.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.19. Взаимодействие кислот с основаниями.20. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.21. Взаимодействие кислот с металлами.22. Взаимодействие кислот солями.23Взаимодействие щелочей с кислотами. 24.Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.25.Взаимодействие щелочей с солями.26.Получение и свойства нерастворимых оснований.27. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 28. Взаимодействие осно́вных оксидов с водой. 29. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.30 Взаимодействие кислотных оксидов водой.31.Взаимодействие солей с кислотами.32.Взаимодействие солей со щелочами.33. Взаимодействие солей с солями.34. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Практические работы 6. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
7. «Решение экспериментальных задач»
Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса
Резервное время (1ч.)
Примерные направления проектной деятельности обучающихся.
1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученых-химиков. 2. Аналитические обзоры информации по решению определенных научных, технологических, практических проблем. 3. Овладение основами химического анализа. 4. Овладение основами неорганического синтеза.
3. Тематическое планирование(8 класс)
№ |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Из них (формы контроля) |
|||
контрольных работ |
практических работ |
|||
1 |
Введение. |
6 |
2 |
|
2 |
Атомы химических элементов |
10 |
1 |
|
3 |
Простые вещества |
6 |
||
4 |
Соединения химических элементов |
14 |
1 |
2 |
5 |
Изменения ,происходящие с веществами |
13 |
1 |
1 |
6 |
Растворение .Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции |
18 |
1 |
2 |
Резервное время |
1 |
|||
Итого |
68 |
4 |
7 |
Тематическое планирование по химии (2часа в неделю, всего 68 часов),
УМК О. С. Габриеляна
№п/п |
Содержание программного материала |
Домашнее задание |
1 |
Тема 1. Введение (6ч) Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества. Л.О№1 |
§1-2 упр. 3-5р.т стр4-7 |
2 |
Практические работы: №1. « Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» |
повтор§1-2 |
3 |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человекаЛ.О.№2 |
§ 3-4 упр.1-5 р.т.стр10 |
4 |
Практические работы: №2. «Наблюдение за изменениями , происходящими с горящей свечой, и их описание.» |
повтор.§ 3-4 |
5 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. |
§ 5 упр.1-4знаки хим.элем. |
6 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. |
§ 6 упр.5 р.т.стр20-24 |
7 |
Тема 2. Атомы химических элементов (10ч) Основные сведения о строении атомов Л.О№3. |
§7 упр.3,5 р.т.стр25-28 |
8 |
Изменения в составе атомов Изотопы |
§ 8упр.1-4 |
9 |
Строение электронных оболочек атомов. |
§ 9 упр.1-5 р.т. стр 28-31 |
10 |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов |
§ 10упр.1,3р.т. стр32-33 |
11 |
Ионы. Ионная химическая связь. |
§ 10стр64-66р.т. стр36-38 |
12 |
Взаимодействие атомов –неметаллов между собой. |
§ 11 упр 1-5р.т стр40-42 |
13 |
Ковалентная полярная химическая связь Л.О№4 |
12 упр 1-6 р.т. стр44-48 |
14 |
Металлическая химическая связь. |
§ 13упр 1-4 р.т. стр48-51. |
15 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» |
повтор§1-13 |
16 |
Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов» |
|
17 |
Тема 3 Простые вещества(6ч) Простые вещества-металлы Л.О№5 |
§ 14 упр.1,3,4 р.т.стр52-55 |
18 |
Простые вещества неметаллы. Аллотропия. Л.О№6 |
§ 15 упр.3,4 р.т.стр57-61 |
19 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса. |
§16 упр.1-4 р.т стр61-62 |
20 |
Молярный объем газов. |
§17р.т.стр65-66 |
21 22 |
Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества». |
§ 16-17повт р.т.стр63-64стр67-69 |
23 |
Тема 4. Соединение химических элементов. (14ч) Степень окисления |
§18 §18 упр рр.1,2,5,6 р.т.стр 74- 74-76 |
24 |
Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Л.О№7 Л.О№8 |
§ 19 упр.1-6р.т стр79-81 |
25 |
Основания. Л.О.№9 |
§ 20 упр.1-6 р.т.стр83-85 |
26 |
Кислоты Л.О№ 10. Л.О№11 |
§ 21 упр.1-4 р.т.стр89-93 |
27 |
Соли Л.О№12 |
§ 22 упр.1-3 р.т.стр95-99 |
28 |
Соли |
§ 22 р.т.стр100-103 |
29 |
Кристаллические решетки.Л.О13 |
§ 23 упр.1-3 р.т.стр104-106 |
30 |
Чистые вещества и смеси. Л.О№14 |
§24 упр.1-4 р.т.стр110-113 |
31 |
Практическая работа №3. «Очистка загрязненной поваренной соли» Инструктаж ТБ |
§24 упр.1-4 р.т.стр110-113 |
32 |
Массовая доля компонентов в смеси. |
§25 упр.1-3 р.т.стр114-116 |
33 |
Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси. |
§25 упр.4 р.т.стр117-118 |
34 |
Практическая работа №4. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» Инструктаж ТБ |
повтор§18-25 записи в тетр. |
35 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов» |
повтор§18-25 записи в тетр. |
36 |
Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов» |
|
37 |
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. (13ч ) Физические явления в химии |
§ 26 упр.1-6 р.т стр.119-121 |
38 |
Химические явления. Химические реакции. |
§ 27 упр.1-4 р.т стр.126-130 |
39 |
Химические уравнения. |
§ 28 упр.1-4 |
40 41 |
Расчёты по химическим уравнениям. Расчеты по химическим уравнениям. |
§ 29 упр.4 р.т. стр134-138 |
42 |
Реакции разложения. |
§ 30 упр.1-6 |
43 |
Реакции соединения. Л.О№15 |
§ 31 упр.1-7 |
44 |
Реакции замещения. Л.О16 |
§ 32 упр.1-4 |
45 |
Реакции обмена |
§ 33упр.р.т149-151 |
46 |
Типы химических реакций на примере свойств воды |
§34упр1-5 |
47 |
Практическая работа №5. « Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ |
§26-34 повтор |
48 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». |
§26-34 повтор |
49 |
Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами». |
|
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно- восстановительные реакции (18ч) |
||
50 |
Растворение. Растворимость веществ в воде |
§ 35 упр.1-5 |
51 |
Электролитическая диссоциация (ЭД) |
§ 36 упр.1-5 |
52 |
Основные положения электролитической диссоциации. |
§ 37 упр. 1-3 |
53 |
Ионные уравнения. Л.О№17-18 |
§ 38 упр.1-3 |
54 |
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца |
§ 38 упр.4-5 |
55 |
Кислоты в свете ТЭД Л.О№19-22 |
§ 39 упр. 1-6 |
56 |
Основания в свете ТЭД Л.О№23-26 |
§ 40 упр. 1-6 |
57 |
Оксиды, их классификация и свойства.Л.О№27-30 |
§ 41 упр.1-5 |
58 |
Соли их классификация и свойства.Л.О№31-34 |
§42упр1-5 |
59 |
Практическая работа №6. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ |
Р.т стр184-189 |
60 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
§43 р.т. 196-199 |
6162 |
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). |
§ 44 упр. 1-4.§ 44 упр. 5-8. |
63 |
Решение расчетных задач по теме Растворение. Растворы |
Р.т.стр190-195 |
64 |
Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме» Инструктаж ТБ |
повтор§35-44 |
65 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». |
Р.тстр201-205 |
66 |
Контрольная работа №4 Итоговая контрольная работа |
|
67 |
Анализ контрольной работы. |
|
68 |
Резервное время. |
/files/uploads/files/+rabochaya_programma_po__khimiya_8_klass.doc