Большая перемена: как бывшие учительницы реновируют российские школы в проекте «Сменка»

Большая перемена: как бывшие учительницы реновируют российские школы в проекте «Сменка»

Большая перемена: как бывшие учительницы реновируют российские школы в проекте «Сменка»

В 2021 году бывшие учительницы информатики Маша Плоткина и Арина Нуриахметова создали движение «Сменка»: они ремонтируют школьные пространства в городах и селах России — и снимают об этом YouTube-шоу. «Афиша Daily» поговорила с соосновательницей проекта Ариной Нуриахметовой о том, каких результатов им уже удалось достичь.

Шесть лет назад после окончания университета я пошла работать в школу учителем информатики. Я хотела изменить отношение учеников к учебе и пробудить в них любовь к дисциплине. Бесконечные отчеты и сложности с поиском поддержки в коллективе привели к тому, что через три года я выгорела и решила уволиться. В тот момент в школу устроилась учителем информатики Маша Плоткина (соосновательница проекта «Сменка». — Прим. ред.). Она с горящими глазами придумывала всякие прикольные мероприятия, а я этим очень вдохновилась и подключилась к ней.

Сначала мы делали хакатоны и квесты, где объясняли преподавателям, как использовать сервисы на уроках. Все это привело к созданию в 2018 году сообщества продвинутых учителей Geek Teachers. Мы организовывали для педагогов мастер-классы, всероссийские тематические фестивали с декорациями, танцами и прокачкой хард- и софт-скиллов. Нам хотелось вдохновить их через нетворкинг и показать, как много вокруг активных коллег.

В какой‑то момент поняли: да, мы вдохновляем преподавателей, но потом они все равно возвращаются в свои школы, где обстановка совсем не располагает к креативу — четыре скучные однотонные стены и бесконечные отчеты.
В 2021 году мы запустили проект «Сменка» и организовали первый конкурс на ремонт школьного кабинета. Участники писали мотивационное письмо о том, почему именно им мы должны помочь с апгрейдом. Неожиданно удалось собрать около 900 заявок из разных уголков страны — от Владивостока до Петербурга. Было четыре победителя: школы в селах Новомоношкино (Алтайский край) и Можга (Удмуртия), в городе Дзержинске (Нижегородская область) и Петербурге. Главным ориентиром при отборе была высокая мотивация. Нам важно, чтобы учителя, ученики и местные жители участвовали в ремонте, были вовлечены в эту работу, — чтобы потом было желание поддерживать результат. От Дзержинска, например, выиграла молодая преподавательница химии Аня. Она была безумно увлечена предметом и хотела влюбить в него детей: мечтала о выставочной площадке, где бы она могла на каждый вопрос показать опыт. Эта история больше про ценность передачи положительного образа учебы другому поколению — что нас и зацепило.

Везде проблемы примерно одинаковые: в кабинетах дети не взаимодействуют со средой, нет уголка для подготовки преподавателя к урокам, пространство в целом отстает от прогресса. Помимо этого, были стандартные нюансы типа осыпающейся краски и скрипучего пола. Самые жуткие помещения везде — туалеты. Я вообще не понимаю, как они до сих пор могут быть в таком состоянии: отвратительный запах, незакрывающиеся кабинки.

Хочется, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе: чтобы он классно проводил время в классе, в столовой и мог нормально сходить в уборную.
До поездки мы собирали у учеников, родителей и преподавателей пожелания о том, каким они хотели видеть новый кабинет. Дети мечтали о цветных предметах интерьера, пуфиках, диванах. Девочки еще добавляли: «Чтобы колготки за стулья не цеплялись, чтобы не было стрелок». У родителей была скорее общая просьба: детям должно быть уютно. Мы всю собранную информацию передавали дизайнерам, готовый проект согласовывали с героями. Составляли расписание работ и высылали участникам. Обычно в работах участвуют все: ученики, родители, педагоги и даже обычные жители. Местные узнавали о ремонте благодаря сарафанному радио. Например, мы обновляли кабинет в Можге, где живет порядка 900 человек. Для них наш приезд — праздник с песнями и плясками. Люди встретили нас целым ансамблем, устроили экскурсию по селу.